Новости выставки

«Вода ошибок не прощает»: Михаил Федорович Кулик, руководитель школы «КОРМЩИК»

Юрист, офицер ВМФ в запасе и основатель школы судовождения «Кормщик» Михаил Кулик рассказал команде выставки «Лодки Экспо», как пандемия подтолкнула его к созданию собственной школы, почему учиться нужно всем — даже владельцам маленьких лодок, и с какими абсурдными нормами сталкиваются судоводители в России.
Сегодня у Михаила Кулика тысячи учеников по всей России. Его телеграм-канал «Кормщик» читают более 11 тысяч человек, а интенсивы на Селигере расписаны на месяцы вперёд. Он уверен: знание правил — не формальность, а вопрос жизни, здоровья и удовольствия от плавания.
«Всё началось с ковида»
— Михаил, как появилась идея создать школу «Кормщик»?
— Всё, как и многое в моей жизни, случилось по забавному стечению обстоятельств. Сработал ковид. Я с 2007 года занимаюсь международным морским правом, после службы во флоте в военной прокуратуре. Когда в 2020 году всё ушло в онлайн, я решил превратить своё хобби в дело. Давно увлекался маломерными судами, поэтому создал дистанционный курс. Очное обучение мне показалось малоэффективным. Посудите сами, как правило, вечерами уставшие после основной работы преподаватели и слушатели пытаются друг-друга понять. Поэтому я сделал курс полностью онлайн — доступный по цене и удобный по формату.
Команда профессионалов и первые успехи
— Кто участвовал в создании программы?
— Я собрал сильнейшую команду. Вопросы медицины освящает кандидат наук и судоводитель, вопросы судовождения — капитан дальнего плавания, техническую часть — инженер-механик, а юридическую составляющую преподаю сам. Так получился курс, который даёт знаний больше, чем требуется по программе, очень легко осваивается и не забывается со временем.
Для реализации этого проекта научился делать сайты, рисовать иллюстрации, создал приложение «Правила, огни и знаки ВВП» и даже начал писать книги. Первая книга - «Комментарий к Правилам плавания по внутренним водным путям России». Потом — второе расширенное издание с комментарием всего законодательства о маломерных судах и любительском рыболовстве. Я носил пачки книг на почту сам. Уже был свой уголок у почтовых работников, они знали: это Кулик опять лодочникам книги шлёт.
Трёхдневный интенсив на Селигере
— Что подтолкнуло к созданию практических курсов?
— Скучно стало. Хотелось живого общения. Вот и поехал к другу на Селигер, там-то мы решили проводить трёхдневные интенсивы. За время интенсива можно научиться маневрированию, движению на скоростях, постановке на якорь, действиям при посадке на мель, ориентированию и много чему еще. Первый сезон прошёл с аншлагом. Потом второй, третий — и так до сих пор. Наш интенсив делает из начинающих — уверенных судоводителей. И всё это — в живописнейшем месте России.
«ГИМС приезжает к нам сам»
— После онлайн-курса и практики ваши ученики могут сдать экзамен?
— Да. Теорию можно пройти дистанционно, практику — в Москве, на акватории яхт-клуба ЦСК ВМФ. Инспекторы Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС) приезжают прямо туда, и экзамен проходит на наших лодках. У нас есть партнёры в других регионах, поэтому можно учиться из любой точки страны.
«Ко мне приходят все — от пенсионеров до оленеводов»
— Кто ваши ученики?
— Самые разные. У меня учился парень с ДЦП, который успешно сдал экзамен. Бывают пожилые люди, семейные пары, кстати, женщины сдают экзамен быстрее мужчин! Была даже сахалинская община оленеводов — двадцать шесть человек. Уходили на пастбища, потом возвращались и продолжали учиться. Раз человек пришел ко мне учиться, то у меня действует флотский принцип: не можешь — научим, не хочешь… все равно научим.
— С какими трудностями сталкиваются ученики?
— Первая — найти время и заставить себя начать. С возрастом тяга к обучению угасает. Вторая — законодательство. Формально, обучая кого-то на воде, мы нарушаем закон. Закон прописывает как штрафовать, но не как учить.
О законах и перегибах
— Какие изменения в законодательстве вы считаете важными?
— В 2025 году вступил в силу Федеральный закон “О безопасности людей на водных объектах”. Это прорыв: теперь у нас есть свой закон, а не просто ведомственные приказы.
Но, как всегда, не все оказалось идеально. Например, придумали термин «утрата права управления». Это, когда истёк срок действия удостоверения на право управления маломерными судами и ты обязан пересдавать теорию, будто всё забыл за день. Это нелепо.
— Какие противоречия вы видите в законах?
— Очень расплывчаты полномочия регионов в части установления своих правил для] маломерных судов, невозможно застраховать лодку, банки не дают кредиты — нет чёткой системы. Законодательство сырое и часто противоречит само себе.
— Что чаще всего становится причиной нарушений и аварий на воде?
— Самоуверенность и незнание элементарных правил плавания. Например, если не уверен в собственной оценке ситуации на воде — снижай скорость вплоть до полной остановки. А в нынешнем году “камнем преткновения” стал спасательный жилет. Большинство происшествий с людьми связано именно с его отсутствием. Мое лично отношение к этому: неважно, насколько большая лодка, за бортом вода одинаково мокрая и холодная для всех. Я сам всегда в жилете, и все, кто со мной, тоже.
О важности обучения
— Почему обучение важно даже для владельцев небольших лодок?
— Потому что вода ошибок не прощает. На воде действуют те же принципы, что и на дороге, но многие об этом не знают. Столкновений лодок становится всё больше. Я считаю, что учиться должны все — даже те, кому права формально не нужны. Меня давно просят сделать бесплатный курс по безопасности. Но я знаю: пока человек не заплатит — он не воспримет это серьёзно.

— То есть вы за обязательное обучение для всех категорий судов?

— Да. Пусть меня за это ругают, но я уверен, что обучение должно быть обязательным. Государство должно вкладываться в пропаганду знаний и безопасности на воде, как и в популяризацию знания Правил плавания и правил безопасности.

— Ваш совет начинающим судоводителям?

— Учиться, конечно, у нас — в школе «Кормщик». Я часто говорю об этом в своих видео: ребята, вы спрашиваете, где учиться — ну угадайте, что я вам скажу? Да, я основатель и владелец этой школы. Я отвечаю за качество своей работы, за то, что мои курсанты получают реальные знания и навыки. Почему я должен продвигать чужой продукт, в котором не уверен? Я ведь не знаю, как он устроен изнутри, что там преподают. Хотя, честно скажу, я покупал курсы некоторых коллег — не для критики, а просто чтобы посмотреть, как у них всё устроено. Учёба — это основа безопасности. Чем лучше человек понимает море и правила, тем спокойнее и безопаснее будет его плавание.

— Принимаете ли вы участие в выставках и конференциях?

— Я никогда не отказываюсь от участия в таких мероприятиях. Меня приглашают многие — от федеральных телеканалов до агентства ТАСС — и я всегда с удовольствием соглашаюсь. Почему? Потому что у меня есть чёткая позиция, и я её последовательно отстаиваю: учитесь! Не хотите учиться — хорошо, но хотя бы знайте правила безопасности. Каким образом вы их усвоите — дело ваше: хоть под подушку книжку кладите, хоть смотрите видео, главное — понимайте, что безопасность на воде — это не формальность, а основа вашего удовольствия от плавания. Я пропагандирую жизнь на воде — безопасную, осознанную и радостную. Это то, ради чего стоит учиться.
Руководитель школы «КОРМЩИК», Михаил Федорович Кулик, автор нескольких книг по вопросам законодательства о маломерных судах, выступит на сцене выставки «Лодки Экспо» 14 ноября в 13:30 с темой доклада «Важнейшие изменения в законодательстве о маломерных судах в 2025 году».

Чтобы увидеть все новинки водного мира, познакомиться и набраться опыта у основателей парусных школ и специалистов в этой сфере, приходите на выставку «Лодки Экспо» 14-16 ноября в КВЦ «Патриот ЭКСПО».

Билеты на выставку можете приобрести по ссылке!
Made on
Tilda